На главную страницу

 

В начало раздела «Общая информация и исторические сведения»

 

 

О категориях автобусных маршрутов и их нумерации

 

В советское время в Приморском крае существовала следующая система нумерации автобусных маршрутов: 1-99 – городские и внутрипоселковые, 100-199 – пригородные, 200-399 – междугородние. Нумерация городских и пригородных маршрутов велась в пределах одного города или района, междугородних – в пределах края.

На начало 1990-х годов городские маршруты существовали во всех городах. Наибольший номер имел маршрут №45 в г. Владивосток на острове Русский (существовашие на острове Русском маршруты имели общую с «материковой» частью города нумерацию). Также «городские» маршруты были в поселках городского типа и селах Тавричанка, Раздольное, Славянка, Зарубино, Врангель, Покровка, Ярославский, Черниговка, Кировский, Горные Ключи, Ольга, Преображение. Кроме того статус внутрипоселковых имели маршруты между с. Хороль и ст. Хорольск, с. Вольно-Надеждинское и пгт. Новый, с. Камень-Рыболов и с. Астраханка, пгт. Сибирцево и с. Монастырище, пос. Липовцы и селами Липовцы, Владимировка, 6-я шахта.

К категории пригородных относились, как правило, маршруты протяженностью до 50 км. Также исторически к пригородным маршрутам относились и некоторые маршруты длиной более 50 км, связывающие г. Владивосток с Артемом, Тавричанкой, Заводским, дачным массивом Соловей Ключа (поскольку протяженность маршрута только в пределах городской черты Владивостока составляла 32 км), г. Находка и Партизанск.

Сеть пригородных маршрутов существовала внутри всех районов края, за исключением Лазовского, Тернейского и Красноармейского, где в силу большой протяженности маршрутов функцию внутрирайонных выполняли междугородние маршруты, лишь в 90-е годы переведенные в разряд пригородных. Связь с районными центрами имели все населенные пункты края, куда имелись дороги, отвечающие требованиям безопасности движения.

Кроме внутрирайонных пригородных маршрутов, были и межрайонные, например, соединяющие г. Уссурийск с селами Михайловского, Октябрьского и Черниговского районов. Именно из Уссурийска была наиболее развитая сеть пригородных маршрутов – максимальный номер маршрута был 145.

Перевод междугородних маршрутов в категорию пригородных проводился в двух вариантах:

·       при соблюдении требования о максимальной длине пригородного маршрута проводилась разбивка маршрута на два участка с протяженностью каждого менее 50 км, по такой схеме были переведены в пригородные маршруты в Хасанском (из Славянки в Краскино, Приморский), Уссурийском и соседнем с ним Михайловским (в Корфовку, Монакино, Тарасовку и Отрадное), ХанкайскомКировку и Рассказово), Лазовском (Лазо – Преображение), Анучинском (из Арсеньева в Виноградовку и Муравейку), Яковлевском (из Арсеньева в Минеральное, Андреевку, Бельцово и Краснояровку), ЧугуевскомЛесогорье, Ясное, Шумный). В Дальнереченском и Красноармейском районах некоторые междугородние маршруты были разбиты не на 2, а на 3 и даже 4 пригородных участка, например Дальнереченск – Ракитное – МалиновоПожига (№106-125-129) и Дальнереченск – Вербовка – Новопокровка – Рощино – Глубинное (№120-116-108-114);

·      простое изменение номера на пригородный, не взирая на протяженность маршрута, например номера 110 и 115 были присвоены маршрутам 244 и 298 из Большого Камня в Новую Москву и Многоудобное, №119 – маршруту №332 Спасск-Дальний – Новорусановка.

            Количество междугородних маршрутов в 1970 году достигало 125, в 1983 – 162, в 1987 – 170. Максимальная протяженность была у маршрута №230 «Владивосток – Дальнегорск» – 517,8 км.

            В 90-е годы в силу кризисных явлений в стране в целом и в транспортной отрасли в частности количество автобусных маршрутов значительно уменьшилось. Особенно ощутимо это было в сфере пригородных и междугородных перевозок. К 2000 году в крае осталось около 50 междугородних автобусных маршрутов.

За вторую половину 1990-х годов было открыто лишь два новых междугородних маршрута, да и то в труднодоступные районы, куда прекратилось морское и воздушное сообщение – №244 Находка – Лазо – Ольга – Дальнегорск и №245 Владивосток – Находка – Лазо – Ольга. В эти же годы были открыты первые международные маршруты – в Пограничный и Дуннин, первоначально для них был определен диапазон, начиная с 401, измененный в начале 2000-х на 801 и далее.

В 2000-х годах произошло возрождение междугородних перевозок в связи с улучшением социально-экономической ситуации в стране и наличием не требующей значительных финансовых вложений возможностью обновления парка автобусов за счет ввоза подержанных корейских автобусов.

Одним из факторов этого увеличения перевозок стало исчезновение или уменьшение объема перевозок другими видами транспорта – воздушным и морским (Тернейский, Ольгинский, Лазовский), прибрежного морского (Хасанский), железнодорожным (Чугуевский, Яковлевский, все населенные пункты вдоль Транссибирской магистрали), именно по этой причине появились новые (либо восстановили существовавшие ранее, но умершие в начале 1990-х) маршруты из Владивостока в Лесозаводск, Дальнереченск, Лучегорск, Новопокровку, Чугуевку, Яковлевку, Ольгу, Терней, Преображение, Зарубино, Краскино; из Уссурийска в Зарубино и Дальнереченск. Появление столь протяженных маршрутов нельзя отнести к положительным моментам – где раньше в течение одного двух часов можно было добраться на Як-40 или Ан-2, теперь путь занимает до 15 часов в автобусе. Были восстановлены ранее действовавшие маршруты из Владивостока в Новошахтинский и Партизанск. В итоге все города, районные центры и большинство поселков городского типа были связаны с краевым центром как минимум одним рейсом в сутки.      Также в этот период были впервые открыты межкраевые маршруты из населенных пунктов Приморья в Хабаровск, первыми из них были №292 из Дальнереченска, №297 из Лучегорска, №520 из Владивостока и №577 из Дальнегорска.

С 1 октября 2003 года была проведена перенумерация междугородних автобусных маршрутов, в результате для внутрикраевых междугородних маршрутов был определен диапазон номеров с 501 по 699, для межкраевых – с 701 по 799. Внутрикраевые междугородние маршруты были сгруппированы в новой нумерации по зональному принципу: владивостокская зона (номера с 501 по 549, фактически на момент перенумерации были лишь с 501 по 535), уссурийская (550 – 579, фактически 550 – 567), арсеньевская (580 – 599, фактически 580 – 589), находкинская (600 – 608). На момент переименования в официальных документах значилось 70 междугородних внутрикраевых маршрутов, количество реально обслуживаемых было 63. В то же 7 маршрутов остались неперенумерованными, из которых пяти в 2004-06 годах были присвоены новые номера, из межкраевых маршрутов остались со старыми номерами маршруты из Лучегорска в Хабаровск и Бикин (№297 и 271), поскольку они обслуживались предприятиями Хабаровского края и не значились в сети маршрутов Приморского края.

В период после 2003 года были открыты новые маршруты из Владивостока в Артемовский, Кировский, Аэропорт, Раздольное, Восток-2, Михайловку, из Уссурийска – в Дальнегорск и Краскино, возобновлены под новыми номерами существовавшие ранее маршруты Владивосток – Врангель, Уссурийск – Полтавка. В Красноармейском районе сдвоенным и строенным пригородным маршрутам были присвоены новые номера (№574,575,576), в тоже время в Дальнереченском районе таким маршрутам были возвращены ранее существовавшие номера (№251,252,253,254,373), формально их не включили в общекраевую сеть междугородних маршрутов, поскольку они проходят в пределах одного района, хотя их протяженность и превышает 50 км. Аналогичные маршруты имеются и в Пожарском и Дальнегорском районах. В то же время были вновь переведены из категории междугородних некоторые традиционно пригородные маршруты из Владивостока в Артем, Аэропорт и Заводской, из Находки в Партизанск, остается неясным почему некоторым из них номера им были присвоены из числа двухсотых (№205,207,224).

Несмотря на развитие междугороднего сообщения практически не получили распространения межрайонные рейсы, например, не связаны граничащие между собой Пограничный и Ханкайский, Октябрьский и Хорольский районы. Сообщение между Дальнегорском и Кавалерово, Лесозаводском и Дальнереченском, Спасском-Дальним и Кировским, Арсеньевом и Кавалерово, Арсеньевом и Чугуевкой, Чугуевкой и Кавалерово осуществляется только транзитными маршрутами.

В пригородных перевозках возрождения также не наблюдается, численность жителей в сельских населенных пунктов значительно уменьшилась, исчезло множество военных городков, в итоге сократилось количество сельских пригородных маршрутов и количество выполняемых рейсов на тех маршрутах, где они остались. Так в Шкотовском районе уже к 1998 году исчезли маршруты из Большого Камня в Рождественку, Пристань, в 2008 году – в села Анисимовка и Многоудобное. В Хорольском районе нет сообщения с с. Старобельмановка, Лукашевка; количество рейсов в Стародевицу и Сиваковку сократилось до четырех в неделю, а в советское время такое количество было ежедневно. В Лазовском районе – исчезли маршруты из районного центра в Чистоводное и Преображение, с 21 до 4-х рейсов в неделю сократилось количество рейсов в с. Валентин. В Ольгинском районе, несмотря на попытку возродить в 2008 году внутрирайонные маршруты, перевозки осуществляются лишь в с. Веселый Яр, причем количество рейсов сократилось более чем в два раза. Пожалуй, только в Уссурийском и Октябрьском районах все населенные пункты имеют ежедневную связь с районным центром.

С начала 2005 года в рамках проводимой реформы местного самоуправления в Артемовском городском округе все пригородные маршруты внутри территории округа были переведены в категорию городских с изменением номеров, хотя часть рейсов продолжает выполняться с позонной оплатой проезда, какая применяется в пригородном сообщении. В Находкинском городском округе маршрутам в территориально относящиеся к городу поселки Врангель, Южно-Морской и Анна была присвоена категория городских при сохранении на всех рейсах позонной оплаты. Что обращает на себя внимание  в этих маршрутах – они проходят через территорию другого муниципального образования (Партизанского муниципального района), а протяженность маршрута в бухту Анны, кроме того, составляет более 50 км, в связи с чем решение о переводе их в разряд городских, мягко говоря, удивительна.

Значительно возросло количество маршрутов в городах: максимальный номер маршута во Владивостоке теперь 99, а в Уссурийске – 40, хотя это не значит, что существуют маршруты со всеми промежуточными номерами. В 2005-2007 годах существовали маршруты на отдаленных частях Владивостока – острове Попова и мысе Песчаном, закрытые после ликвидации муниципального предприятия ВПОПАТ-1. Еще раньше исчез маршрут №45 на острове Русском в поселок Иванцово – бывшее место базирования дивизии десантных кораблей, а с началом стройки века на полуострове Саперном – и маршрут №22 Канал – Парис. Исчезли «городские» маршруты в Тавричанке, Зарубино, Ольге.

К настоящему времени нумерация автобусных маршрутов построена по следующему принципу:

1-99 – городские:

- маршруты в пределах городского округа (в черте непосредственно города, а также выходящие за нее в части муниципальных образований),

- маршруты в пределах одного городского или сельского поселения муниципальных районов;

100-199 – пригородные:

- маршруты протяженностью, как правило, до 50 км в пределах муниципального района,

- маршруты в пределах городского округа, выходящие за пределы черты непосредственно города в части муниципальных образований,

- маршруты между муниципальными образованиями протяженностью до 50 км;

- маршруты между муниципальными образованиями протяженностью свыше 50 км, исторически работающие в пригородном режиме в районах, соседствующих с крупными городами;

200-399 – нельзя установить четкую градацию для этой категории, поскольку к ним относятся:

- маршруты в пределах городского округа или муниципального района протяженностью свыше 50 км («внутримуниципальные междугородние»),

- маршруты между муниципальными образованиями протяженностью свыше 50 км, исторически работающие в пригородном режиме в районах, соседствующих с крупными городами (аналогично п.4 для №100-199);

400-499 – маршрутов нет (?);

500-699 – междугородние маршруты – маршруты протяженностью свыше 50 км, соединяющие не менее двух муниципальных районов или городских округов в пределах края;

700-799 – межкраевые маршруты;

800-899 – международные маршруты.

Единственный район с абсолютно другой системой нумерации – это Черниговский, где существует интересный принцип нумерации пригородных маршрутов – номер присвоен не маршруту, а графику движения (или «выходу») автобуса. Например, график №103 (т.е. 3-й график пригородных маршрутов) в течение дня в 2006-08 годах совершал рейсы по схеме Черниговка – Сибирцево – Орехово – Сибирцево – Халкидон – Сибирцево – Черниговка – Сибирцево – Халкидон – Сибирцево – Орехово – Сибирцево – Черниговка – Алтыновка – Черниговка, в то же время утренний рейс в Алтыновку совершал выход №107, который далее совершал по 2 рейса в Меркушевку и Горный Хутор. Также некоторые маршруты в крае вообще не имеют номеров – это маршруты Славянка – Краскино – Хасан, Терней – Малая Кема.

 

 

© AlexeyVVO, 2007-2009. Использование материалов и фотографий без разрешения автора запрещено

 

Hosted by uCoz