В начало
раздела «Общая информация и исторические сведения»
История открытия международных автобусных
маршрутов
С 90-х годов после
подписания двухсторонних договоров о безвизовом порядке посещения ряда
приграничных территорий началось открытие первых международных маршрутов – в Суйфэньхэ и Дуннин, первоначально
для них был определен диапазон, начиная с 401, измененный в начале 2000-х на
801 и далее.
В крае существует пять
автомобильных пунктов пропуска (АПП) через государственную границу с КНР:
Пограничный автомобильный (ранее
Сосновая Падь) – Суйфэньхэ
Полтавка – Санчакоу
Турий Рог – Данбичжэнь
Краскино – Хунчунь
Марково – Хулинь.
Через первые четыре
осуществляется как пассажирское, так и грузовое движение. Через последний –
только грузовое. В связи с прекращением «помогайного»
бизнеса возможно, что и переход в с. Турий Рог
постигнет такая участь.
До 2000 года через каждый автопереход выполнялось по одному регулярному рейсу в день.
Международное пассажирское сообщение осуществлялось в основном нерегулярными
автобусами туристических компаний. Движение автобусов не планировалось. Каждая
компания, стараясь как можно раньше провезти свою группу через государственную
границу, подавала свои автобусы к АПП задолго до начала работы автопереходов, тем самым, создавая многочасовые очереди. В
автобусах оставляли много свободных мест специально для провоза багажа туристов,
что значительно снижало пропускные возможности АПП по пассажиропотоку.
Такая организация
международного сообщения, наряду с низким уровнем обустройства автопереходов, отсутствием необходимого сервиса, вызывала
много нареканий, как от самих пассажиров, так и от туристических фирм.
Существенно улучшило
ситуацию введение в 2000 году в соответствии с Временным регламентом
расширенного регулярного международного пассажирского сообщения через все АПП
Приморского края, позволившее избавиться от ряда негативных моментов. Исчезли
очереди автобусов на автопереходах, наполняемость
автобусов увеличилась, контрольные службы автопереходов
загружены равномерно в течение всего рабочего времени. С рынка международных
пассажирских автоперевозок ушли наименее подготовленные,
ненадежные автоперевозчики. Была внедрена схема движения
автобусов совместно с багажным автомобилем начиная от АПП КНР как единое
целое.
Все это позволило более чем
в два раза увеличить количество выполненных международными автобусами рейсов,
более чем в три раза увеличить объем международных автоперевозок, который в
2001 года составило более 1 млн. человек. В этот
период через автопереходы края осуществлялось
практически только регулярное пассажирское движение, которое выполняло с
российской стороны компании ООО «АТП Приморье» и ОАО «Приморавтотранс»
на всех переходах, а также ООО «Беркут» на переходе Краскино.
Количество рейсов между российскими и китайскими компаниями на большинстве
маршрутов было поделено поровну. Конечно, большинство билетов на регулярные
рейсы распределялось блоками мест между турфирмами
(подобно билетам на авиачартеры), но часть билетов
оставалась в свободной продаже для визовых пассажиров.
Движение автобусов международных
маршрутов в соответствие с международными договорами осуществляется лишь по определенному
перечню дорог общего пользования. В связи с чем длительное время из
Владивостока не было международных маршрутов, поскольку маршрут до Суйфэньхэ, например, официально считается от пос. Пограничного, несмотря на то, что основной
пассажиропоток следует непосредственно из Владивостока, да и сами АТП находятся
в краевом центре. В связи с этим основная масса автобусов следует из
Владивостока до населенных пунктов, откуда начинается международный маршрут, в
качестве туристско-экскурсионных. Хотя есть и исключения –
автобусы Владивостокского ПАТП, отправляющиеся от г. Уссурийска маршрутом
№805/3, до Уссурийска имеют №501, хотя продажа билетов на этот участок не
ведется. Только в 2006 были открыты первые международные маршруты из Владивостока
в Харбин.
Начиная с 2004 года было
запрещено использование багажных автомобилей, в связи с
чем вновь значительно ухудшился уровень сервиса и безопасности перевозок. В
качестве выхода на АПП Полтавка и Турий Рог была
начата эксплуатация багажных прицепов. На остальных АПП багаж туристов между
АПП РФ и КНР перевозится в салоне автобуса.
Расцвет объемов
международных перевозок пришелся на 2005-2007 годы за счет «помогайного»
бизнеса. Было значительно увеличено количество рейсов
через АПП Турий Рог и Краскино. После практически
полного запрета «помогаек» в 2008 году в регулярных
перевозках между РФ и КНР начался спад, сократилось количество выполняемых
рейсов, оставшиеся автобусы следуют зачастую полупустыми.
В данный момент через АПП осуществляются
пассажирские перевозки по следующим автобусным маршрутам:
801
Пограничный – АПП Пограничный автомобильный – Суйфэньхэ. Был открыт в 1996 году под
№401. Первоначально работало по 2 автобуса с российской и китайской сторон., время в пути в одну сторону составляло 3 часа 40 минут. Примечательно, что в 90-е годы на маршруте работал новенький Daewoo BS106 Пограничного АТП, централизованно закупленный
из краевого бюджета. Автобус изначально был в городском исполнении, но
был переоборудован с установкой мягких сидений, поскольку в этом предприятии,
никогда ранее не обслуживавшем настоящие междугородние маршруты, не было
нормальных мягких автобусов. В
802 Покровка –
АПП Полтавка – Дуннин. Был открыт в середине 90-х
годов году под №402. Первоначально работало по 1 автобусу с российской и китайской
сторон. В
803 маршрута нет, возможно, что
под этим номером планировался маршрут через АПП Марково
(?)
804
Камень-Рыболов – АПП Турий Рог – Мишань. К 1998 году уже сущестововал под №404. Первоначально работало по одному автобусу
с российской и китайской сторон. В
805 Уссурийск
– Пограничный – АПП Пограничный автомобильный – Суйфэньхэ
– Муданцзян. Точная дата открытия неизвестна, но уже к 1998 году
маршрут существовал под №405. Ежедневно, кроме воскресенья, выполнялось по
одному рейсу. В силу протяженности маршрута рейсы в обратном направлении
выполнялись лишь на следующий день по прибытии в пункт назначения. В связи с
этим один и тот же рейс выполнялся три дня в неделю российскими автобусами (Уссурийской а/к №1273 ОАО «Приморавтотранс»), а остальные 3
дня – китайскими. В
806 Славянка –
Краскино – АПП Краскино – Хунчунь. Точная дата открытия неизвестна,
но уже к 1998 году маршрут существовал под №406. Ежедневно, кроме воскресенья,
выполнялось по одному рейсу Славянским АТП ОАО «Приморавтотранс», чередуясь в
разные дни с китайскими компаниями. В
807 Уссурийск
– АПП Пограничный автомобильный – Суйфэньхэ. Точная дата открытия
неизвестна, но уже к 2001 году маршрут существовал. Ежедневно, кроме
воскресенья, выполнялось по одному рейсу Уссурийской
а/к №1273 ОАО «Приморавтотранс». Несмотря на длину маршрута чуть более
808 Уссурийск
– Покровка – АПП Полтавка – Дуннин. Точная дата открытия
неизвестна, но уже к 2002 году маршрут существовал. Ежедневно, кроме
воскресенья, выполнялось по одному рейсу Уссурийской
а/к №1273 ОАО «Приморавтотранс», два – АТП «Приморье», три – автотранспортной
компанией г. Дуннин. Такое же количество осталось и
на сегодняшний день. В 2006 году впервые в Приморье на маршруте было введено
использование багажных прицепов. С 2007 года АПП Полтавка перешел на работу без
выходных дней.
809 Краскино –
АПП Краскино – Хунчунь. Точная дата открытия
неизвестна, скорее всего к 2004 году уже существовал. ООО «Беркут» выполняет один
регулярный рейс, второй дополнительный выполнялся под «помогаек».
Китайские перевозчики также работают на этом на маршруте, но точных сведений о их рейсах нет. Возможно назначение дополнительных рейсов к
приходу парома из южно-корейского порта Сокчо в
Зарубино.
810 Уссурийск
– Славянка – Краскино – АПП Краскино – Хунчунь –
Янцзы. Маршрут
открыт в 2004 году. На маршруте выполняется один рейс ежедневно, кроме
воскресенья, рейсы выполняются чередуюсь день-через день российскими и китайскими компаниями. Среди
российских компаний одну неделю работает Уссурийская
а/к №1273 ОАО «Приморавтотранс», следующую – АТП «Приморье».
811 маршрута нет
812
Владивосток – Уссурийск – Пограничный – АПП Пограничный автомобильный – Суйфэньхэ – Муданцзян – Харбин. Один из двух впервые официально открытых
международных маршрутов из Владивостока, открыт в июне 2006 года. На маршруте
выполняется один рейс ежедневно, кроме воскресенья, рейсы выполняются
чередуюсь день-через день российскими и китайскими
компаниями. Среди российских компаний нечетные месяца работает АТП «Приморье»,
четные – Владивостокское ПАТП ОАО «Приморавтотранс». Нередки ситуации, когда
российский автобус следует лишь до Суйфэньхэ, а далее
идет китайский. С чем это связано, неизвестно.
813
Владивосток – Уссурийск – Покровка – АПП Полтавка – Дуннин
– Муданцзян – Харбин. Один из двух впервые официально открытых
международных маршрутов из Владивостока, открыт в июне 2006 года. На маршруте
выполняется один рейс ежедневно, кроме воскресенья, рейсы выполняются
чередуюсь день-через день российскими и китайскими
компаниями. Среди российских компаний нечетные месяца работает Владивостокское
ПАТП ОАО «Приморавтотранс», четные – АТП «Приморье». Нередки ситуации, когда
российский автобус следует лишь до Дуннина, а далее
идет китайский. С чем это связано, неизвестно.
814 Уссурийск
– Камень-Рыболов – АПП Турий Рог – Мишань – Цзиси. Маршрут открыт в марте 2007 года. На маршруте выполняется
один рейс ежедневно, кроме воскресенья, рейсы выполняются
чередуюсь день-через день Уссурийской а/к №1273 ОАО
«Приморавтотранс» и китайскими компаниями.
© AlexeyVVO, 2007-2009. Использование материалов
и фотографий без разрешения автора запрещено