На главную страницу

 

В начало раздела «Общая информация и исторические сведения»

 

 

История открытия международных автобусных маршрутов

 

 

С 90-х годов после подписания двухсторонних договоров о безвизовом порядке посещения ряда приграничных территорий началось открытие первых международных маршрутов – в Суйфэньхэ и Дуннин, первоначально для них был определен диапазон, начиная с 401, измененный в начале 2000-х на 801 и далее.

В крае существует пять автомобильных пунктов пропуска (АПП) через государственную границу с КНР:

Пограничный автомобильный (ранее Сосновая Падь) – Суйфэньхэ

ПолтавкаСанчакоу

Турий Рог – Данбичжэнь

КраскиноХунчунь

МарковоХулинь.

Через первые четыре осуществляется как пассажирское, так и грузовое движение. Через последний – только грузовое. В связи с прекращением «помогайного» бизнеса возможно, что и переход в с. Турий Рог постигнет такая участь.

До 2000 года через каждый автопереход выполнялось по одному регулярному рейсу в день. Международное пассажирское сообщение осуществлялось в основном нерегулярными автобусами туристических компаний. Движение автобусов не планировалось. Каждая компания, стараясь как можно раньше провезти свою группу через государственную границу, подавала свои автобусы к АПП задолго до начала работы автопереходов, тем самым, создавая многочасовые очереди. В автобусах оставляли много свободных мест специально для провоза багажа туристов, что значительно снижало пропускные возможности АПП по пассажиропотоку.

Такая организация международного сообщения, наряду с низким уровнем обустройства автопереходов, отсутствием необходимого сервиса, вызывала много нареканий, как от самих пассажиров, так и от туристических фирм.

Существенно улучшило ситуацию введение в 2000 году в соответствии с Временным регламентом расширенного регулярного международного пассажирского сообщения через все АПП Приморского края, позволившее избавиться от ряда негативных моментов. Исчезли очереди автобусов на автопереходах, наполняемость автобусов увеличилась, контрольные службы автопереходов загружены равномерно в течение всего рабочего времени. С рынка международных пассажирских автоперевозок ушли наименее подготовленные, ненадежные автоперевозчики. Была внедрена схема движения автобусов совместно с багажным автомобилем начиная от АПП КНР как единое целое.

Все это позволило более чем в два раза увеличить количество выполненных международными автобусами рейсов, более чем в три раза увеличить объем международных автоперевозок, который в 2001 года составило более 1 млн. человек. В этот период через автопереходы края осуществлялось практически только регулярное пассажирское движение, которое выполняло с российской стороны компании ООО «АТП Приморье» и ОАО «Приморавтотранс» на всех переходах, а также ООО «Беркут» на переходе Краскино. Количество рейсов между российскими и китайскими компаниями на большинстве маршрутов было поделено поровну. Конечно, большинство билетов на регулярные рейсы распределялось блоками мест между турфирмами (подобно билетам на авиачартеры), но часть билетов оставалась в свободной продаже для визовых пассажиров.

Движение автобусов международных маршрутов в соответствие с международными договорами осуществляется лишь по определенному перечню дорог общего пользования. В связи с чем длительное время из Владивостока не было международных маршрутов, поскольку маршрут до Суйфэньхэ, например, официально считается от пос. Пограничного, несмотря на то, что основной пассажиропоток следует непосредственно из Владивостока, да и сами АТП находятся в краевом центре. В связи с этим основная масса автобусов следует из Владивостока до населенных пунктов, откуда начинается международный маршрут, в качестве туристско-экскурсионных. Хотя есть и исключения – автобусы Владивостокского ПАТП, отправляющиеся от г. Уссурийска маршрутом №805/3, до Уссурийска имеют №501, хотя продажа билетов на этот участок не ведется. Только в 2006 были открыты первые международные маршруты из Владивостока в Харбин.

Начиная с 2004 года было запрещено использование багажных автомобилей, в связи с чем вновь значительно ухудшился уровень сервиса и безопасности перевозок. В качестве выхода на АПП Полтавка и Турий Рог была начата эксплуатация багажных прицепов. На остальных АПП багаж туристов между АПП РФ и КНР перевозится в салоне автобуса.

Расцвет объемов международных перевозок пришелся на 2005-2007 годы за счет «помогайного» бизнеса. Было значительно увеличено количество рейсов через АПП Турий Рог и Краскино. После практически полного запрета «помогаек» в 2008 году в регулярных перевозках между РФ и КНР начался спад, сократилось количество выполняемых рейсов, оставшиеся автобусы следуют зачастую полупустыми.

В данный момент через АПП осуществляются пассажирские перевозки по следующим автобусным маршрутам:

 

801 Пограничный – АПП Пограничный автомобильный – Суйфэньхэ. Был открыт в 1996 году под №401. Первоначально работало по 2 автобуса с российской и китайской сторон., время в пути в одну сторону составляло 3 часа 40 минут. Примечательно, что в 90-е годы на маршруте работал новенький Daewoo BS106 Пограничного АТП, централизованно закупленный из краевого бюджета. Автобус изначально был в городском исполнении, но был переоборудован с установкой мягких сидений, поскольку в этом предприятии, никогда ранее не обслуживавшем настоящие междугородние маршруты, не было нормальных мягких автобусов. В 2000 г. маршруту присвоен нынешний номер. К 2004 году ежедневное количество рейсов, выполняемых 6 дней в неделю, достигло 20 (ОАО «ПриморАвтотранс» – 3, в т.ч. Владивостокое ПАТП – 3 и Пограничное АТП – 1; АТП «Приморье» - 7; Автотранспортная компания г. Суйфэньхэ – 10). С 2006 года АПП Пограничный автомобильный перешел на работу без выходных дней. К 2007 году были дополнительно открыты еще по одному графику от РФ (Пограничное АТП) и КНР. В 2008 году была попытка выйти на регулярные перевозки еще одной дочерней компанией ОАО «ПриморАвтотранс» - ООО «Автоколонна №1887» на графике с порядковым номером 23, но, судя по всему, успехом они не увенчались. В 2009 году ООО «Ространс-Приморье», до этого выполнявшее лишь нерегулярные рейсы, ввело движение графиком №25, точное расписание его пока неизвестно. Скорее всего и с китайской стороны также вводились новые графики 24 и 26, но о них нет сведений.

 

802 Покровка – АПП Полтавка – Дуннин. Был открыт в середине 90-х годов году под №402. Первоначально работало по 1 автобусу с российской и китайской сторон. В 2000 г. маршруту присвоен нынешний номер. В 2003-04 году маршрут продлялся до г. Суйфэньхэ, первоначально российские автобусы следовали туда с российскими водителями, затем на участке ДуннинСуйфэньхэ за руль российских автобусов садились китайские водители, а с осени 2004 года эту практику прекратили и стали на международном автовокзале г. Дуннин пересаживать из русского автобуса к встречающему китайскому, с следующему до Суйфэньхэ. К 2004 году ежедневное количество рейсов, выполняемых 6 дней в неделю, достигло 22 (ОАО «ПриморАвтотранс» – 6, в т.ч. Владивостокое ПАТП – 4 и Октябрьское АТП – 2; АТП «Приморье» - 5; Автотранспортная компания г. Дуннин – 11). В 2006 году впервые в Приморье на маршруте было введено использование багажных прицепов. С 2007 года АПП Полтавка перешел на работу без выходных дней.  В 2008 году компания «Диалог Народов», до этого выполнявшая лишь нерегулярные рейсы, ввело движение графиками №12 и 14, точное расписание их пока (как и наличие графика №13 и аналогичных графиков с китайской стороны) неизвестно.

 

803 маршрута нет, возможно, что под этим номером планировался маршрут через АПП Марково (?)

 

804 Камень-Рыболов – АПП Турий Рог – Мишань. К 1998 году уже сущестововал под №404. Первоначально работало по одному автобусу с российской и китайской сторон. В 2000 г. маршруту присвоен нынешний номер. К 2005 году (времени расцвета «помогайного» бизнеса) ежедневное количество рейсов, выполняемых 6 дней в неделю, достигло 12 (Ханкайское АТП ОАО «Приморавтотранс» – 4, АТП «Приморье» - 4; Автотранспортная компания г. Мишань – 4). Причем из всех 12 рейсов по-прежнему только один (самый первый) был обозначен на автостанции Камень-Рыболова, все остальные предназначались конкретно под «помогаек», так график №3 Приморавтотранса был предназначен под помогаек из Владивостока, №5 – под местных из Камень-Рыболова, а №7 – под подвозимых автобусом Арсеньевского филиала турфирмы «Приморавтотранса» жителей Арсеньева. Вписаться в них визовым пассажирам можно было лишь при наличии свободных мест, что бывало далеко не всегда. Это был на тот момент (до 2008 года), пожалуй, единственный маршрут, где количество рейсов, выполняемых российской и китайской сторонами, не было равно. Хотя периодически наблюдалась передача одного-двух рейсов между странами, а также выполнение их день – через день компаниями обеих стран. В отличие от маршрутов №801 и 802 АТП «Приморье» не гнало к каждому из рейсов ежедневно автобус из гаража во Владивостоке, а отправляло автобусы с водителями на недельные командировки с базировкой в Камень-Рыболове. Пассажиров к ним подвозили автобусами различных мелких компаний со всего края. Также была еще одна особенность этого маршрута – по одному графику обоими российскими перевозчиками выполнялись с ночевками в Мишане, чего на маршрутах 801 и 802 никогда не было.  В 2006 году на маршруте было введено использование багажных прицепов. К 2009 году после ужесточения таможенных процедур и ликвидации «помогаек» работу на маршруте полностью прекратило АТП «Приморье», Ханкайское АТП вновь выполняет всего один рейс, китайские компании – на нерегулярной основе, хотя в телеграммах руководства Приморавтотранса обозначены к продажам все прежние рейсы, хотя фактически они назначаются лишь при наличии туристических групп, что бывает крайне редко.

 

805 Уссурийск – Пограничный – АПП Пограничный автомобильный – СуйфэньхэМуданцзян. Точная дата открытия неизвестна, но уже к 1998 году маршрут существовал под №405. Ежедневно, кроме воскресенья, выполнялось по одному рейсу. В силу протяженности маршрута рейсы в обратном направлении выполнялись лишь на следующий день по прибытии в пункт назначения. В связи с этим один и тот же рейс выполнялся три дня в неделю российскими автобусами (Уссурийской а/к №1273 ОАО «Приморавтотранс»), а остальные 3 дня – китайскими. В 2000 г. маршруту присвоен нынешний номер. Тогда же был открыт второй график движения, выполняемым Владивостокским ПАТП ОАО «Приморавтотранс», причем на участке до Уссурийска он имел №201, хотя как на междугородний на него билеты не продавали, зато продавали сквозные билеты из Владивостока до Муданцзяня. Вплоть до открытия маршрутов до Харбина в 2006 г. это был единственный международный маршрут от Владивостокского автовокзала. С 2007 года несколько было упорядоченно движение и изменена нумерация графиков: следующим в одно и то же время (но в разные дни) российским и китайским автобусам были присвоены номер 805/1 и 805/2. А рейсам из Владивостока – 805/3, причем ВПАТП продолжил выполнять лишь три рейса в неделю, а остальные три под №805/4 выполняют китайские перевозчики, но только от  Уссурийска, куда пассажиров из Владивостока подвозят все те же автобусы ВПАТП. Также нередки ситуации, когда российский автобус следует лишь до Суйфэньхэ, а далее идет китайский. С чем это связано, неизвестно.

 

806 Славянка – Краскино – АПП Краскино – Хунчунь. Точная дата открытия неизвестна, но уже к 1998 году маршрут существовал под №406. Ежедневно, кроме воскресенья, выполнялось по одному рейсу Славянским АТП ОАО «Приморавтотранс», чередуясь в разные дни с китайскими компаниями. В 2000 г. маршруту присвоен нынешний номер. К 2003 году каждый перевозчик стал выполнять свой отдельный рейс. Это был единственный маршрут, где даже в расцвет перевозок в 2004-07 годах кроме двух вышеуказанных рейсов, все остальные по прежнему выполнялись на нерегулярной основе, хотя и были обозначены. Официально было обозначено по 4 графика от Славянского АТП ОАО «Приморавтотранс» и АТП «Приморье» и 8 китайских перевозчиков. Фактически АТП «Приморье» при отсутствии туристических групп могло вообще не выполнять рейсы в какой-то день, а на выходных выставить 6 автобусов (выполнить рейс за китайских партнеров), причем большинство из них, везя пассажиров из Владивостока, даже не заезжало в официальный пункт начала движения – Славянку. В 2008 году была попытка выйти на регулярные перевозки еще одной дочерней компанией ОАО «ПриморАвтотранс» - ООО «Автоколонна №1887», но успехом это не увенчалось. К 2009 году после ужесточения таможенных процедур и ликвидации «помогаек» АТП «Приморье» значительно сократило работу на маршруте (до единичных рейсов  в неделю), вновь выполняется всего два официальных рейса, хотя в телеграммах руководства Приморавтотранса обозначены к продажам по 3 от Славянского АТП и от китайского партнера.

 

807 Уссурийск – АПП Пограничный автомобильный – Суйфэньхэ. Точная дата открытия неизвестна, но уже к 2001 году маршрут существовал. Ежедневно, кроме воскресенья, выполнялось по одному рейсу Уссурийской а/к №1273 ОАО «Приморавтотранс». Несмотря на длину маршрута чуть более 100 км, АТП г. Суйфэньхэ с самого начала стало выполнять рейс туда-обратно за два дня. С 2006 года АПП Пограничный автомобильный перешел на работу без выходных дней.

 

808 Уссурийск – Покровка – АПП Полтавка – Дуннин. Точная дата открытия неизвестна, но уже к 2002 году маршрут существовал. Ежедневно, кроме воскресенья, выполнялось по одному рейсу Уссурийской а/к №1273 ОАО «Приморавтотранс», два – АТП «Приморье», три – автотранспортной компанией г. Дуннин. Такое же количество осталось и на сегодняшний день. В 2006 году впервые в Приморье на маршруте было введено использование багажных прицепов. С 2007 года АПП Полтавка перешел на работу без выходных дней. 

 

809 Краскино – АПП Краскино – Хунчунь. Точная дата открытия неизвестна, скорее всего к 2004 году  уже существовал. ООО «Беркут» выполняет один регулярный рейс, второй дополнительный выполнялся под «помогаек». Китайские перевозчики также работают на этом на маршруте, но точных сведений о их рейсах нет. Возможно назначение дополнительных рейсов к приходу парома из южно-корейского порта Сокчо в Зарубино.

 

810 Уссурийск – Славянка – Краскино – АПП Краскино – Хунчунь – Янцзы. Маршрут открыт в 2004 году. На маршруте выполняется один рейс ежедневно, кроме воскресенья, рейсы выполняются чередуюсь день-через день российскими и китайскими компаниями. Среди российских компаний одну неделю работает Уссурийская а/к №1273 ОАО «Приморавтотранс», следующую – АТП «Приморье».

 

811 маршрута нет

 

812 Владивосток – Уссурийск – Пограничный – АПП Пограничный автомобильный – СуйфэньхэМуданцзян – Харбин. Один из двух впервые официально открытых международных маршрутов из Владивостока, открыт в июне 2006 года. На маршруте выполняется один рейс ежедневно, кроме воскресенья, рейсы выполняются чередуюсь день-через день российскими и китайскими компаниями. Среди российских компаний нечетные месяца работает АТП «Приморье», четные – Владивостокское ПАТП ОАО «Приморавтотранс». Нередки ситуации, когда российский автобус следует лишь до Суйфэньхэ, а далее идет китайский. С чем это связано, неизвестно.

 

813 Владивосток – Уссурийск – Покровка – АПП Полтавка – ДуннинМуданцзян – Харбин. Один из двух впервые официально открытых международных маршрутов из Владивостока, открыт в июне 2006 года. На маршруте выполняется один рейс ежедневно, кроме воскресенья, рейсы выполняются чередуюсь день-через день российскими и китайскими компаниями. Среди российских компаний нечетные месяца работает Владивостокское ПАТП ОАО «Приморавтотранс», четные – АТП «Приморье». Нередки ситуации, когда российский автобус следует лишь до Дуннина, а далее идет китайский. С чем это связано, неизвестно.

 

814 Уссурийск – Камень-Рыболов – АПП Турий Рог – МишаньЦзиси. Маршрут открыт в марте 2007 года. На маршруте выполняется один рейс ежедневно, кроме воскресенья, рейсы выполняются чередуюсь день-через день Уссурийской а/к №1273 ОАО «Приморавтотранс» и китайскими компаниями.

 

 

© AlexeyVVO, 2007-2009. Использование материалов и фотографий без разрешения автора запрещено

 

Hosted by uCoz