На главную страницу

 

В начало раздела «Общая информация и исторические сведения»

 

ДАННАЯ СТРАНИЦА НАХОДИТСЯ В СТАДИИ РАЗРАБОТКИ

 

Сведения об автотранспортных предприятиях Приморья

 

Датой основания крупнейшего автопредприятия Приморья считается 1939 год когда было основано краевое управление автомобильного транспорта, в состав которого тогда влились две транспортные конторы – Владивостокская и Ворошиловская (Уссурийская), а также Артемовская автобаза.

По состоянию на 1987 год в структуру Объединения «Приморавтотранс» входили следующие автотранспортные предприятия:

1.     Автоколонна №1271 г. Владивосток ул. Днепровская, 25а    (только грузовые перевозки)

2.     Автоколонна №1273   г. Уссурийск, Тургенева, 116   (только пассажирские перевозки)      

a.     Славянский филиал Автоколонны №1273      пос. Славянка, ул. Чкалова, 2

3.     Автоколонна №1334   г. Арсеньев, ул. Лесная, 10     (только грузовые перевозки)

4.     Автоколонна №1335   г. Артем ул. Куйбышева, 9а    (только грузовые перевозки)

5.     Автоколонна №1336 г. Спасск-Дальний, пер. Совхозный, 22             (скорее всего только грузовые перевозки)

6.     Автоколонна №1408   г. Уссурийск ул. Штабского,19            (только грузовые перевозки)

7.     Автоколонна №1512 г. Партизанск ул. П.Кашина, 60

a.     Лазовский филиал Автоколонны №1512 с. Лазо, ул. Ленинская, 23

8.     Автоколонна №1885   г. Находка, ул. Ореховая, 21 

9.     Автоколонна №1886 с. Хороль, ул. Ленинская, 50

a.     Ханкайский филиал с. Камень-Рыболов, ул. Беговая, 3

10.  Автоколонна №1887   г. Владивосток ул. Вострецова, 38     (только грузовые перевозки)

11.  Автоколонна №1949   г. Владивосток ул. Днепровская, 25   (только грузовые перевозки)

12.  Автоколонна №1950   г. Дальнереченск, Полтавская, 127

a.     Рощинский филиал Автоколонны №1950       с. Рощино

b.    Лучегорский филиал Автоколонны №1950    пос. Лучегорск

13.  Автоколонна №1951   г. Спасск-Дальний ул. 1-я Загородная, 22       (скорее всего только пассажирские перевозки)

a.     Черниговский филиал Автоколонны №1951   с. Черниговка, ул. Дзержинского, 46

14.  Автоколонна №2032   с. Покровка, ул. Кирова, 94

a.     Липовецкий филиал Автоколонны №2032      пос. Липовцы

15.  Автоколонна №2033   г. Владивосток, Океанский пр-т, 135

16.  Автоколонна №2034   г. Лесозаводск, ул. Лагоды, 1

a.     Кировский филиал Автоколонны №2034        пос. Кировский, ул. Ленинская, 92

17.  Дальнегорское ПАТО  г. Дальнегорск, пр-т 50 летия Октября, 294

a.     Чугуевский филиал Дальнегорского ПАТО    с. Чугуевка, Почтовый пер., 9а

18.  Большекаменское АТП           пос. Большой Камень, ул. Подгорная, 12

19.  Кавалеровское АТП    пос. Кавалерово, ул. Первомайская, 1

20.  Арсеньевское ПАТП    г. Арсеньев

21.  Артемовское ПАТП     г. Артем, ул. Калинина, 20а

22.  ВПОПАТ-1       г. Владивосток, ул. Адм. Конилова, 15а         (только пассажирские перевозки)      

23.  ВПОПАТ-2       г. Владивосток, ул. Снеговая, 5          (только таксомоторные перевозки)

24.  НПОПАТ-1       г. Находка, пер. Безымянный, 1          (только пассажирские перевозки)       основано в 1961 г.

25.  НПОПАТ-2       г. Находка, Чернышевского    (только таксомоторные перевозки)   

26.  Уссурийское ПАТП-2   г. Уссурийск    (только таксомоторные перевозки)

Кроме найденных в официальных источниках вышеуказанных предприятий ряд АТП имел обособленные территориально подразделения, не выделенные в качестве самостоятельных филиалов:

·         автоколонна №3 Большекаменского АТП в пос. Тихоокеанский – образована в 1971 г., в последствии преобразована в Шкотовский филиал, с 1991 года Тихоокеанское АТП;

·         подразделение Автоколонны №1334 (г. Арсеньев) в с. Ивановка;

·         подразделение Автоколонны №1887 (г. Владивосток) в с. Вольно-Надеждинское;

·         подразделение Автоколонны №2032 (. Покровка) в пос. Пограничный;

·         ВПОПАТ-1 имел с начала 80-х годов, кроме основной производственной базы, вторую из двух отрядов на ул. Коммунаров, 21 (с 1991 года выделена из состава ВПОПАТ-1 как ВПАТП-3). Также несколько автобусов базировались на острове Русском (имелось даже несколько гаражных боксов в районе остановки «КЭТ»);

·         ВПОПАТ-2 также имел отдельные автоотряды на ул. Матросова, 30,  ул. Фирсова 1, ул. Крыгина, 23. После приватизации в начале 90-х на базе самого ВПОПАТ-2

Таким образом к концу 80-х годов АТП существовали практически во всех районах края, за исключением Партизанского Тернейского, Ольгинского, Анучинского, Яковлевского.

 

Основной городским автобусом советских времен во Владивостоке был Икарус-260, поскольку от ЛиАЗа-677 после нескольких лет эксплуатации в 70-х годах в условиях горного рельефа отказались. Эти же автобусы поставлялись, наряду с ЛиАЗами-677, в три других крупных города Приморья – Уссурийск, Артем и Находку. Также стоит отметить, что из модификаций 260-й модели в Приморье была распространена трехдверная, двухдверная пригородная модификация еще встречалась в 80-х годах, но полностью исчезла в начале 90-х. В 1990 году было закуплено четыре Икаруса-263 для Владивостока.

В меньших по численности городах края (Партизанск, Большой Камень, Спасск-Дальний, Лесозаводск) ЛиАЗы были единственными городскими автобусами. Также они работали на внутрипоселковых и некоторых пригородных маршрутах Надеждинского, Черниговского, Пожарского районов. Более приспособленный для пригородных перевозок ЛАЗ-695 работал на городских и пригородных  маршрутах Арсеньева, Уссурийска, Спасска-Дальнего, Артема, Партизанска, Большого Камня, Дальнегорска, из сельских районов эти автобусы были в Октябрьском, Кавалеровском и Хасанском районах. В Большом Камне, Находке, Славянке получило распространение переделка этих автобусов в междугороднюю версию путем заваривания задней двери, увеличения высоты пола в салоне и установки мягких сидений. Возможно это было связано с нехваткой ЛАЗов-699 и комфортных автобусов для пригородных маршрутов. Сочлененные Икарусы-280 поставлялись в те же четыре города, что и Икарусы-260, хотя в 90-х годах наблюдались и в Партизанске из числа закупленных по реэкпорту.

  На междугородних маршрутах АТП г. Владивосток, Артем, Уссурийск, Находка, Партизанск, Арсеньев, Дальнегорск, Спасск-Дальний эксплуатировались Икарусы-250/255/256, причем более комфортабельная модель 250 не получила распространения и была только во Владивостоке, Уссурийске и Находке в общем количестве не более 15 автобусов. К началу 90-х  были списаны последние автобусы 255-й модели. ЛАЗы-699 в силу неприспособленности к горному рельефу края распространения практически не получили и были лишь в Уссурийске, Большом Камне, Арсеньеве (в каждом АТП не более 5 ед.), единичные в Хороле, Дальнереченске, Тихоокеанском. Их меньший собрат ЛАЗ-697 встречался еще реже – был в единичных экземплярах в Арсеньеве, Уссурийске.

Основной сельский автобус – ПАЗ-672 – оставался таким до начала 90-х годов, когда начались массовые поставки новой модификации ПАЗ-3205. И те, и другие автобусы были во всех АТП Приморья. Другой автобус для сельской местности КАвЗ-685 встречался намного реже, имеются подтверждения его массового существования в Партизанске (в 1998 году все внутригородские перевозки осуществлялись этими автобусами), в Хороле, на острове Русском.

Во Владивостоке в 80-х годах появилась тенденция к открытию линий маршрутных такси во вновь построенные спальные районы (57,63,64,71 микрорайоны, улицы Толстого и Сабанеева). Первоначально они открывались как безномерные и обслуживались микроавтобусами РАФ, а затем им присваивался номер и на них начинали работать автобусы ПАЗ-3205. Такими к концу 80-х годов это были №35,36,37,38,39,43, а три линии (к Больничному городку на ул. Русской, в 64 и 71 микрорайоны) номеров не имела и обслуживалась микроавтобусами РАФ таксомоторных предприятий. В 1993 году все номерные линии были переведены в разряд обычных городских маршрутов.

Изначально на автобусах ВПОПАТ-1 не было бортовых номеров, которые появились в 1986-87 годах и были трехзначными, причем первая цифра обозначала номер автоотряда, которых на конец 80-х годов было 8:

·         Первая: бортовые номера 1**; база – Коммунаров,21; подвижной состав – Икарусы-260,280; обслуживаемые маршруты – 4,5,8,13,15,20;

·         Вторая: бортовые номера 2**; база – Корнилова,15а; подвижной состав – Икарусы-260,280; обслуживаемые маршруты – 3,9,12,14,17,19,25,33,33к,102,105,107;

·         Третья: бортовые номера 3**; база – Корнилова,15а; подвижной состав – Икарусы-260,280; обслуживаемые маршруты –1,2,11,21,23,40э,41э;

·         Четвертая: бортовые номера 4**; база – Корнилова,15а; подвижной состав – Икарусы-250,255,256; обслуживаемые маршруты – 101,110,111,201,202,203,204,206,217,222,240,338,341,349,363,364

·         Пятая: бортовые номера 5**; база – Корнилова,15а; подвижной состав – ЛАЗ-695, ПАЗ-672; обслуживаемые маршруты – 24,34,35,36,37,38,39,43,44 (все в категории маршрутных такси), а также 104,112;

·         Шестая: бортовые номера 6**; база – Коммунаров,21; подвижной состав – Икарусы-260,280; обслуживаемые маршруты – 6,7,10,16,16к,18,26,27,30,31,31э,32э,103,106;

·         Седьмая: бортовые номера 7**; база – Корнилова,15а; подвижной состав – ЛАЗ-695; обслуживаемые маршруты – заказные и служебные перевозки;

·         Восьмая: бортовые номера 8**; база – Корнилова,15а; подвижной состав – специальный и вспомогательный транспорт (тягачи, машины тех. помощи).

·         бслуживаемые маршруты – МП «ВПОПАТ-1» после выделения из него МП «ВПАТП-3» состояло из 6 отрядов: второй и третий (бортовые номера 2** и 3** городских и пригородных перевозок на Икарусах-260 и 280, причем за вторым отрядом были закреплены маршруты 2,

Кроме этого, во ВПОПАТе существовал также ряд бортовых номеров, не укладывавшихся в эти рамки: 47*-49* - Икарусы-260, ПАЗы-3205 и КАвЗ-685, базировавшиеся на острове Русском; 76* - Икарусы-260, обслуживавшие маршрут №28.

Кроме ВПОПАТа бортовые номера были в следующих предприятиях:

Уссурийская А/К №1273 (нулевой отряд – ЛиАЗы-677 (бортовые номера в диапазон с 1 до 99); первый – ПАЗы-672 и 3205 (100-199); второй – ЛАЗы-695 (диапазон номеров 200-229), ЛАЗы-699 (230-249), ЛАЗы-4209 (с б/н 250); третий – Икарусы-260 (б/н 300-349), Икарусы-280 (б/н 350-399); четвертый – Икарусы-250,256 (б/н 400-499); пятый – КавЗы-685 (б/н 500-599); ПАЗы и ЛАЗы-695 Славянского филиала а/к №1273 относились к 1 и 2 отрядам соответственно;

Артемовское ПАТП – номера были в диапазоне 101-299 без какой-либо дифференциации по типам подвижного состава;

Находкинское ПОПАТ-1 (Икарусы-260 имели б/н 11**, Икарусы-280 – 12**, ЛиАЗы-677 – 13**, ЛАЗы-695 – 21**, ЛАЗы-695 мягкие – 22**, Икарусы-250 – 28**, Икарусы-256 – 29**, ПАЗы.

С началом приватизации Приморское управление автомобильного транспорта было акционировано в ОАО "Приморавтотранс». Датой его основания считается 29 декабря 1992 года. В его состав вошли большинство автоколонн и АТП на территориях края, за исключением:

·         Владивостокских ВПОПАТ-1 и ВПАТП-3, НПОПАТ-1, Арсеньевского и Артемовского ПАТП, Тихоокеанского и Черниговского АТП, на базе которых были созданы муниципальные предприятия,

·         Таксомоторных предприятий г. Владивостока, Уссурийска и Находки, подвергшихся приватизации как самостоятельные хозяйствующие субъекты, так на базе ВПОПАТ-2 было создано ООО «ВладТакси», на базе территориально обособленных автоотрядов – ООО «Кабриолет», ООО «Ишимка» и ООО «ВладАвто»,

·         Автоколонн №1271 и 1949, объединенных к тому моменту во Владивостокское производственное объединение грузового автотранспорта (ВПОГАТ), которые приватизированны в ОАО «ОГАТ».

В 1991 году на базе первого и шестого отрядов ВПОПАТ-1 было создано самостоятельное ВПАТП-3, была проведена перенумерация отошедших к нововму предприятию машин с присвоением номеров по следующей схеме: 31** - Икарусы-260, 32** - Икарусы-280, 33** - Икарусы-260,250,256 и ЛАЗы-695, задействованные в служебных и заказных перевозках, а также автомобили техпомощи. Начиная уже с 1992 года Икарусы-260 третьего отряда (33**) стали использоваться на всех городских маршрутах наравне с машинами первого отряда. Все полученные в 1994-95 годах новые автобусы корейского производства попали в первый отряд.

МП «ВПОПАТ-1» после выделения из него МП «ВПАТП-3» состояло из 6 отрядов, в 1993 г. седьмой отряд был слит с  пятым и стал (в связи с переводом всех маршрутных такси в обычную категорию городских автобусов) выполнять рейсы на маршрутах Владивостока совместно со вторым и третьим отрядами. После начала поставок городских автобусов корейского производства в 1993-98 годах большинство из них получил второй отряд, но по 4 и 6 единиц – четвертый и пятый отряды. Первоначально эти автобусы четвертого отряда работали на пригородном маршруте №110, а затем стали работать наравне с такими же из других отрядов. В середине 90-х годов была попытка возродить седьмой отряд для выполнения перевозок по пос. Трудовое (м-ты №44 и 48), из пятого отряда было передано пять ЛАЗов-695, но практически сразу отряд перестал существовать как отдельный, хотя автобусы до последнего несли бортовые номера 7**. К концу 90-х годов стала происходить постоянная ротация подвижного состава между материковой частью и островом Русским и автобусы, работавшие там, уже не имели четких отличительных бортовых номеров. Закупавшиеся начиная с 1995 г. корейские междугородние автобусы поступали в четвертый отряд, причем из-за падения перевозок на междугороднем направлении начиная с 1996 года автобусы этого отряда работали на ряде городских маршрутов в режиме экспрессов (№40э,41э).

С 24.01.1994 г. изменилась структура и самого ОАО «Приморавтотранс» - были ликвидированы автоколонны, практически всем подразделениям был присвоен статус АТП. Таким образом в составе крупнейшей автотранспортной компании Приморья были следующие территориальные единицы: Владивостокское (на базе А/к №1887), Надеждинское, Славянское, Артемовское, Большекаменское, Находкинское (на базе А/к №1885), Партизанское, Лазовское (с Преображенским филиалом), Кавалеровское, Дальнегорское, Чугуевское, Арсеньевское (с Ивановским филиалом), Уссурийское (на базе А/к №1408), Октябрьское (с Липовецким филиалом), Пограничное, Хорольское (с Ярославским филиалом), Ханкайское, Спасское (на базе А/к №1951), Кировское, Лесозаводское, Дальнереченское (с Рощинским филиалом), Лучегорское. Осталось лишь одно подразделение в статусе  автоколонны - №1273 в г. Уссурийск, кстати, единственное подразделение, занимающееся лишь пассажирскими перевозками на тот момент. Стоит отметить, что по-прежнему Владивостокское, Артемовское, Находкинское, Уссурийское и Арсеньевское АТП осуществляли лишь грузовыми перевозками. Также было создан филиал ОАО – фирма «Транскомсервис» с собственной грузовой автоколонной на ул. Днепровской, 100. В 1997 году в состав ОАО в статусе Ольгинского АТП вошла компания «ОльгаТранс». С началом движения между РФ и КНР в статусе регулярного Владивостокское АТП с 3.04.2001 г. получило статус пассажирского и было практически полностью перепрофилировано для выполнения международных пассажирских и багажных перевозок. Грузовое Уссурийское АТП также начало выполнять пассажирские городские перевозки. В 2000-х годах были ликвидированы Липовецкий филиал Октябрьского АТП и Рощинский филиал Дальнереченского АТП, из-за кризисной ситуации прекратили пассажирские перевозки Лесозаводское и Надеждинское АТП. Список территориальных подразделений к настоящему моменту не изменился, но реальное существование и функционирование ряда из них (Артемовского, Надеждинского, Лесозаводского) вызывает большой вопрос. Так, в Артеме АТП представляет собой остатки КАМАЗов, кучу арендаторов территории в виде автосервисов, автошколы и стоянки автобусов частных фирм, в Надеждинске на территории АТП находится арестплощадка и авторемонт. Судьба автоколонн 1336 и 2033 неизвестна.

В постперестроечные 1990-е годы закупка нового подвижного состава практически не производилась. Последние крупные партии были закуплены:

·         городских Икарусов – в 1990 году (модификация 280.46 с белыми планетарными дверями во Владивосток 6 единиц, 260-я модель – во Владивосток 10 единиц, а также в города края, 263-я модель – во Владивосток 4 единицы);

·         междугородних Икарусов – в 1990 году 6 ед. 256-й модели во ВПОПАТ-1, в 1991 году 5 ед. (ВПОПАТ-1 – по 2 единицы 250-й и 256-й моделей новых модификаций с воздухозаборниками на крыше и холодильником в салоне и нестандартной окраски (не красной с белым низом, а молочно-белым с алым низом и средними узкими полосами, один был с синим низом и средними узкими темно-синими полосами), Уссурийская А/К 1273 получила один Икарус-256);

·         ЛАЗов-695 – в 1992 году во Владивосток 5 ед.;

·         ЛАЗов-4209 – в 1992 году в Уссурийск и Арсеньев (3 и 2 ед. соответственно).

В эти же годы была закуплена последняя большая партия ПАЗов-3205 для всех территорий края, в дальнейшем продолжались закупки этих автобусов лишь небольшими партиями. В 1994 году по централизованной федеральной поставке во ВПАТП-3 попали Икарус-260 и 280 (аналогичные в том же году были поставлены и в соседний Хабаровск).

В 1992 году при финансовой поддержке ХК "Дальморепродукт" для предприятий г. Владивостока была закуплена партия автобусов Икарус-260 из Венгрии в количестве 50 ед. Фактически все это количество никогда не наблюдалось. Распределены они были между ВПОПАТ-1 (порядка 5 ед), ВПАТП-3 (19 ед), Дальзаводом и Дальморепродуктом. Изначально автобусы были поставлены под старые государственные номера, снятые с других Икарусов. Во ВПОПАТ-1 они так и остались ходить под ними, продержались там автобусы не более 2 лет. В то время как во ВПАТП-3 их поставили под единую серию государственных номеров и самые стойкие проработали до 1998 года. Все автобусы были темно-синего цвета, верхняя часть кузова и двери окрашивались в сиреневый цвет, на борту была надпись "Дальморепродукт". Оснащались они АКПП, двери в салон были ширмовыми, окна - с форточками в каждом окне на 1/2 высоты, в салоне были установлены белые поручни, отделка перегородки в кабину водителя была серого цвета. Большие партии реэкспортных Икарусов-280 были закуплены в Находку и Уссурийск (5 ед.). Единичные экземпляры встречались и в других городах, например, Партизанске.

Начиная с 1993 года начались поставки новых корейских автобусов: в этом году была произведена первая пробная закупка администрацией г. Владивостока 5 автобусов различных модификаций (два Hyundai Aero City 540L, по одному Daewoo BH105 и BS106, Asia AM937E) с целью выбора оптимального варианта для дальнейшей поставки. Выбор пал на автобусы марки Hyundai и уже через год была закуплена партия из 30 автобусов, 10 из которых попали во ВПАТП-3, остальные во ВПОПАТ-1. В дальнейшем администрацией города Владивостока продолжали закупаться автобусы этой марки: в 1995 году – 10 ед., в 1998 г. – 15 ед., причем последние были в необычном трехдверном исполнении. К настоящему времени из этих автобусов осталось лишь несколько единиц из последней партии, один из которых волею судьбы сначала списали, а затем продали частному лицу, один попал в Православную гимназию и два после смены кучи мэров оказались в гараже администрации города. Остальные снятые прямо с маршрутов автобусы были распилены во время срочной ликвидации ВПОПАТа-1 осенью 2007 года за несколько дней.

В 1997 г. МП «ВПОПАТ-1» было объединено с МП «ВПАТП-3», получившем статус автоотряда «Улисс», и переименовано в МУП «ВАТО». В последующем прежнее название было возвращено. Через год база на Коммунаров, 21 была окончательно ликвидирована, автобусы были переданы головному АТП, но из-за чехарды и неразберихи половина из живых автобусов осталась стоять под забором и в итоге была распилена. В связи с нехваткой и износом подвижного состава начиная с 2002 года под вывеской МП работало множество частных автобусов, «сдававших» свои автобусы муниципальному предприятию в аренду (кстати часть из них имела бортовые 7**, у остальных эти бортовые были в официальных документах, т.е. можно говорить о наличии в этот период седьмого отряда), в итоге к сентябрю 2007 года МП прекратило работу, с определенной долей относительности преемником МП можно назвать ООО «Автобизнестур», занимающееся городскими автоперевозками, которое первоначально сдавало свои автобусы в аренду МП, а затем уже под собственной вывеской стало работать на маршрутах, ранее обслуживаемых ВПОПАТом. Междугородние перевозки начиная с 2003 года обслуживало ООО «Ространс-Приморье», первоначально взявшее в аренду старые Икарусы ВПОПАТа, а затем начавшее закупать уже собственные корейские автобусы. В 2005 году из этой компании выделилось ООО «Авто-КАБ», забравшее себе два ранее обслуживаемых ВПОПАТом междугородних маршрута.

Интересна судьба поставленного во ВПОПАТ-1 в первой партии Daewoo BS106. После отказа этой компании он был передан опять же в качестве пробного экземпляра в Находкинское ПОПАТ-1, где и трудится по сей день. В Находке выбор пал на автобусы марки Daewoo (и, похоже, выбор был правильный, для наших зим именно эти автобусы подходят гораздо лучше, возможно поэтому автобусы первой партии в Находке еще эксплуатируются). В 1994-98 годах в г. Находка было закуплено большое количество новых корейских автобусов марки «Daewoo» (около 50 городских и 14 междугородних). К тому времени г. Находка был признан лучшим в России по уровню транспортного облуживания. Кроме НПАТП-1, часть автобусов получили футбольный клуб «Океан» и  МП «Врангелевское АТП», о точной дате появления которого сведений пока нет. К началу 2000-х оно было объединено с МП «Находкинское АТП-1», а еще через несколько лет на их месте появилось ООО «Ориент-Авто», первоначально взявшее в аренду подвижной состав муниципальных предприятий, а в дальнейшем в дополнение к ним закупившее большое количество собственных автобусов. Что отличает судьбу Находкинского муниципального АТП – его автобусы до сих пор живы и успешно эксплуатируются ООО «Ориент-Авто». К настоящему времени Группа компаний «Ориент-Авто» включает в свой состав предприятия городского транспорта (ООО «Ориент-Авто-1»), междугороднего транспорта (ООО «Ориент-Авто-Люкс», ООО «Находкинский автотранспортный альянс», ООО «Находкинское ПАТП»), автосервиса и авторемонта. Пожалуй, именно Находка может являться образцом грамотной и эффективной приватизации муниципального транспорта.

Таким образом, созданные в 1992 году муниципальные АТП к настоящему времени не сохранились в первоначальном виде, большинство из них подверглось приватизации. На базе признанного в 2001 году банкротом Артемовского ПАТП было создано МУП «Пассажирские перевозки», Арсеньевское МПАТП было обанкрочено в 2003 году и имущество продано Группе компаний «Приморье». В 2007 году муниципальное Тихоокеанское АТП было объединено с муниципальным предприятием коммунального хозяйства. В ряде районов Приморского края, не имевших собственных АТП, для выполнения рейсов на убыточных местных маршрутах, от которых отказались традиционные перевозчики из соседних территорий, в конце 90-х годов создали службу пассажирских перевозок в муниципальных предприятиях коммунального хозяйствах: Тернейском ММПКХ, Яковлевском МПКХ,  МУП «Бархат» (с. Новицкое Партизанского р-на), МУП «Сергеевское» (с. Сергеевка Партизанского р-на). После изменений в законодательстве в системе государственных закупок и функционировании органов местного самоуправления к настоящему времени пассажирские перевозки этими предприятиями не выполняются.

Кроме Владивостока и Находки в эти годы закупались автобусы самостоятельно закупались и другими городами: в 1997 году в Уссурийске закупили четыре Hyundai Aero City 540L, эти же автобусы закупались в Партизанске и Черниговке, в Фокино, кроме того, закупили два Hyundai Aero 600 для пригородного сообщения. В Артеме в 1994 году закупили партию из 10 Hyundai Aero City 540L, в 1996-97 годах – еще четыре.

С середины 1990-х годов также и администрацией края закупались партии автобусов корейского производства: в 1995 году было приобретено более двадцати Daewoo BS106, из которых четыре поступили во ВПОПАТ-1, по три – во ВПАТП-3 и Уссурийскую А/К №1273, также эти автобусы получили Артем, Большой Камень, Партизанск, Спасск-Дальний, Арсеньев, Черниговка, Дальнегорск, Дальнереченск, Лесозаводск, Лучегорск, Пограничный (примечательно, что этот изначально городской автобус переоборудовали для международных перевозок в Суйфэньхэ, поскольку у Пограничного АТП никогда ранее не было междугородних автобусов). В дальнейшем все предприятия перешли на закупку нового транспорта за собственный средств, в связи с чем стали приобретаться подержанные корейские автобусы. За счет средств местных бюджетов в 2000-е годы закупались автобусы лишь в Артеме (в 2004 – 3 ед., в 2006 и 2007 г. – по 1 ед., в 2008 г. – 2 ед.) и Фокино (в 2007 г. – 3 ед., в 2008 г. – 1 ед.).

С целью оптимизации функционирования подразделений начиная с 2002 года ОАО «Приморавтотранс» стало создавать дочерние хозяйствующие субъекты в статусе обществ с ограниченной ответственностью. Теперь сами  АТП теперь не занимаются ни перевозками, ни авторемонтом, они являются лишь собственниками движимого и недвижимого имущества, а услуги с использованием этого имущества оказывают дочерние ООО. В данный момент структура ОАО и дочерних компаний выглядит следующим образом:

·         Арсеньевское АТП:

o    ООО «Автоколонна 1334» (с 2003 г. – грузовые перевозки).

·         Артемовское АТП:

o    ООО «Артемовское АТП» (с 2002 г. – грузовые перевозки), ООО «Фрегат» (с 2003 г.),

·         Большекаменское АТП:

o    ООО «Большекаменское АТП» (с 2002 г. – пассажирские перевозки в междугороднем сообщении, грузовые перевозки),

o    ООО «Автобус» (с 2005 г. – пассажирские перевозки в пригородном сообщении),

·         Владивостокское АТП:

o    ООО «ВПАТП» (с 2002 г. – международные пассажирские перевозки; до 2007 г. также городские пассажирские перевозки),

o    ООО «Междугородние перевозки» (с 2005 г. – междугородние и пригородные пассажирские перевозки),

o    ООО «Автоколонна 1887» (с 2002 г. – грузовые перевозки; в 2007-2009 г. – пассажирские перевозки в междугороднем и международном сообщении),

o    ООО «Авторемонт» (с 2004 г., услуги авторемонта),

o    ООО «Экспресс-автотранс» (с 2007 г., багажные грузовые перевозки, городские пассажирские перевозки);

·         Дальнегорское АТП:

o    ООО «Авто» (с 2006 г. – пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщении, грузовые перевозки),

o    ООО «Дальнегорское АТП» (с 2003 г. – пассажирские перевозки в междугороднем сообщении),

o    ООО «Дальнегорское грузовое АТП» (с 2007 г. – грузовые перевозки),

o    ООО «Дальнегорскавторемонт» (с 2002 г.

o    ООО «"Дальнегорская СТО» (с 2003 г.

·         Дальнереченское АТП:

o    ООО «Дальнереченское АТП» (с 2001 г. – пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщении)

o    ООО «Дальнереченскавтотранс» (с 2002 г. – пассажирские перевозки в междугороднем сообщении)

o    ООО «Автоколонна 1950» (с 2003 г. – грузовые перевозки)

o    ООО «Ремонтник» (с 2004 г. – услуги авторемонта)

o    ООО «Иман-Авто» (с 2005 г. – пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщении)

·         Кавалеровское АТП:

o    ООО «Кавалеровотранс» (с 2002 г. – пассажирские перевозки в пригородном сообщении),

o    ООО «Кавалеровское АТП» (с 2001 г. – грузовые перевозки),

o    ООО «Кавалеровоавторемонт» (с 2004 г. – услуги авторемонта);

·         Кировское АТП:

o    ООО «Кировское АТП» (с 2006 г. пассажирские перевозки в городском, пригородном сообщении)

·         Лазовское АТП (пассажирские перевозки в пригородном сообщении, грузовые перевозки)

o    Преображенский филиал (пассажирские перевозки в городском и междугороднем сообщении, грузовые перевозки)

·         Лесозаводское АТП:

o    ООО «Автоколонна 2032» (с 2002 г. – грузовые перевозки)

o    ООО «Лесозаводскавтотранс» (с 2004 г. – грузовые перевозки)

·         Лучегорское АТП:

o    ООО «Лучегорскавтотранс» (с 2005 г. – пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщении)

o    ООО «Авто Дом» (с 2006 г. – пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщении)

o    ООО «Лучегорское АТП» (грузовые перевозки)

·         Надеждинское АТП:

o    ООО «Надеждинское АТП» (с 2003 г. по 2007 г. – пассажирские перевозки в пригородном сообщении, грузовые перевозки, в данный момент, возможно, не функционирует);

·         Находкинское АТП – судьба после 2005-2006 года не ясна

·         Октябрьское АТП:

o    ООО «Октябрьское АТП» (с 2002 г. – пассажирские перевозки в городском, пригородном, междугороднем и международном сообщении)

o    ООО «Автоколонна 2034» (с 2002 г. – грузовые перевозки)

o    ООО «Октябрьское АТП – 2» (с 2008 г.)

o    ООО «Ремонтник» (с 2006 г. – услуги авторемонта)

·         Ольгинское АТП:

o    ООО «Ольгинское АТП» (с 2003 г. – пассажирские перевозки)

o    ООО «Ольгаавтотранс» (с 2008 г.)

·         Партизанское АТП:

o    ООО «Партизанское АТП» (с 2002 г. – пассажирские перевозки в пригородном и междугороднем сообщении, грузовые перевозки),

·         Пограничное АТП:

o    ООО «Пограничное АТП» (с 2002 г. – пассажирские перевозки в пригородном, междугороднем и международном сообщении)

o    ООО «Пограничное СТО» (с 2008 г. – услуги авторемонта)

·         Славянское АТП:

o    ООО «Славянское АТП» (с 2002 г. – пассажирские перевозки в городском, пригородном, междугороднем и международном сообщении)

·         Спасское АТП:

o    ООО «Спасское АТП» (с 2002 г. – грузовые перевозки)

o    ООО «Междугородние перевозки» (с 2003 г. – пассажирские перевозки в междугороднем сообщении)

·         Уссурийское АТП:

o    ООО «Автоколонна 1408» (с 2002 г. пассажирские перевозки в городском сообщении, грузовые перевозки)

o    ООО «Уссурийское АТП» (с 2002 г. – грузовые перевозки)

o    ООО «Авторемонт – 1408» (с 2002 г. – услуги авторемонта)

o    ООО «Такси-1408» (с 2006 г. – таксомоторные перевозки)

·         Уссурийская автоколонна №1273:

o    ООО «Автоколонна 1273» (с 2002 г. –  пассажирские перевозки в междугороднем и международном сообщении)

o    ООО «Уссурпассажиравтотранс» (с 2005 г. пассажирские перевозки в городском, пригородном, междугороднем сообщении)

o    ООО «Автоуслуги» (с 2006 г. пассажирские перевозки в городском, пригородном, междугороднем сообщении)

o    ООО «Автотранспортник» (с 2006 г.)

·         Ханкайское АТП:

o    ООО «Ханкайское АТП» (с 2001 г. – пассажирские перевозки в пригородном и междугороднем сообщении, грузовые перевозки)

·         Хорольское АТП:

§  ООО «Автоколонна 1886» (с 2002 г. – грузовые перевозки)

§  ООО «Хорольское АТП Приморавтотранс» (с 2008 г. – пассажирские перевозки в пригородном и междугороднем сообщении, грузовые перевозки)

o    Ярославский филиал:

§  ООО «Ярославское АТП» (с 2008 г.)

·         Чугуевское АТП:

o    ООО «Чугуевское АТП» (с 2005 г. пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщении)

·         Фирма «Транскомсервис» (грузовые перевозки)

o    ООО «ВладивостокАвтоТранс» (с 2003 года пассажирские перевозки в пригородном и междугороднем сообщении)

С середины 90-х годов началось возникновение частных предприятий пассажирского автотранспорта. Первоначально многие работали на арендованных у различных предприятий автобусах еще советского производства, затем стали закупаться подержанные японские автобусы особо малой (Toyota Hiace, Nissan Caravan) и малой вместимости (Toyota Coaster, Nissan Civilian, MMC Rosa). Довольно быстро им на смену пришли такие же подержанные корейские, которые не нужно было переделывать для эксплуатации на дорогах с правосторонним движением – оборудовать дверью по правому борту (микроавтобусы Hyundai Grace, малые автобусы Hyundai Chorus, Asia Combi). Затем на улицах городов Приморья появились автобусы автобусы средней (Hyundai Aero Town, Asia Cosmos), а затем и большой вместимости, правда в основном в междугороднем исполнении с узкими проходами и одной дверью (Hyundai RB 520, Asia AM 928, Daewoo BH105, BH115H). В итоге их сменили подержанные корейские автобусы в городском исполнении, которые на сегодня составляют основу парка как частных перевозчиков, работающих на внутригородских маршрутах, так и дочерних предприятий ОАО «Приморавтотранс» (Hyundai Aero City 540L, Daewoo BS106). На междугородних перевозок в начале 2000-х эксплуатировались практически те же мягкие автобусы, что и на городских маршрутах. Постепенно они были заменены на более новые модели – Hyundai Aero Space, Aero Queen, KIA AM 949 Granbird, Daewoo BH117H, BH120F.

С 2006 года начали появляться новые автобусы китайского производства, но пока они еще не получили большого распространения. Модели малого класса эксплуатируются у нескольких частных компаний Владивостока на маршрутах №7т,13к,16ц,66ц, а также ИП Чжан Синь из г. Артема на междугороднем маршруте №552. Модели среднего класса в городском исполнении есть у ООО «ДВ-ТранСети» из г. Владивостока (маршруты №54,54а), в междугороднем – у некоторых подразделений ОАО «ПриморАвтоТранс». Городских автобусов большого класса производства КНР в Приморье пока нет, междугородние эксплуатируются лишь Владивостокским и Пограничным АТП ОАО «ПриморАвтоТранс» на международных маршрутах.

Еще меньшее распространение получили автобусы новых моделей российского производства. В 2001 году Администрацией г. Артема были закуплены два городских автобуса марки МАРЗ, которые уже к 2006 году были списаны. В 2006 году в Тихоокеанском МТАТП появился новый городской автобус НефАЗ, который исчез в течение года в неизвестном направлении. Весной 2008 года ОАО «ПриморАвтоТранс» были закуплены два новых междугородних автобуса Курганского завода моделей КАвЗ-4238-02 и КАвЗ 4235-02, которые поступили в Дальнегорское АТП и Уссурийскую Автоколонну №1273.

Автобусы корейского производства в последние пару лет стали появляться и на маршрутах в сельской местности. Основными моделями здесь являются неприжившиеся на городских маршрутах Asia Combi  и Asia Cosmos. В ряде районов на малонасыщенных сельских маршрутах работают микроавтобусы корейского производства, а в Надеждинском районе они являются единственным оставшимся видом внутрирайонного транспорта. Но все равно основной моделью для сельских маршрутов остаются автобусы ПАЗ-3205, состояние которых оставляет желать лучшего, поскольку большинство из них закуплено в первой половине 1990-х годов. После длительного перерыва в 2002-04 годах были закуплены автобусы этой марки для предприятий ОАО «ПриморАвтоТранс» в Покровке, Преображении, Уссурийске, Партизанске. И в настоящее время продолжаются закупки этих автобусов – в 2006 году порядка десяти автобусов закупило Октябрьское АТП, у которого на сегодня самый «молодой» парк автобусов ПАЗ-3205, в 2008 были поставки единичных экземпляров в Камень-Рыболов, Хороль и Преображение. Пожалуй, ПАЗ-3205 остается единственной моделью еще советской разработки, которая продолжает эксплуатироваться в Приморье. Его предшественник ПАЗ-672 наиболее долго эксплуатировался Уссурийской А/К №1273 (до 2002 г.) и Хорольским АТП (до 2005 года). Основной городской автобус советских времен Икарус-260 прекратили эксплуатировать во Владивостоке в 2005 году, в Уссурийске до настоящего времени работают два автобуса в пригородной модификации, появившиеся скорее всего по реэкспорту в 2005 году, поскольку своих двухдверных Икарусов-260 с начала 90-х в Приморье не осталось. Эксплуатация сочлененных Икарусов-280 закончилась во Владивостоке в 2003 году, в Артеме и Находке еще раньше, в Уссурийске единичные из них наблюдались еще в 2006 году, в настоящее время неизвестно есть ли они. Междугородние Икарусы-250/256 из последних поставок 1991 года были списаны во ВПОПАТе в 2005 году, в Уссурийской А/К №1273 один из них пробегал чуть дольше. В Находке эксплуатация этого типа прекратилась в 2006 году, а в Артеме – на год позже. Единственным эксплуатантом этих автобусов остается Спасское АТП ОАО «ПриморАвтоТранс», куда в последние пять лет передавались эти автобусы из других подразделений ПриморАвтоТранса, хотя смысл этого непонятен, поскольку у предприятия есть достаточный парк более современной корейской техники.

Автобусы Ликинского автобусного завода ЛиАЗ-677 в Приморье сейчас уже не эксплуатируются, в Артеме и Находке они исчезли к началу 2000-х, в Большом Камне один такой еще был в 2005 году, наиболее долго они проходили в Уссурийске – до 2007 года. Об эксплуатации более новой модификации ЛиАЗ-5256 нет достоверных сведений, возможно, что такой автобус был в 2003 году у Лучегорского АТП. Подобная участь постигла и ЛАЗы-695: в 1998 году они исчезли из Находки (именно с арендованных там автобусов началось нынешнее ООО «Ространс» - одна из крупных владивостокских фирм, работающая на маршрутах микрорайона бухты Тихой), к 2005 – из Артема, 2007 – из Уссурийска и Большого Камня. Возможно, что более современные ЛАЗы-4209 еще остались в Уссурийской А/К №1273 (по крайней мере в 2008 году еще были), а вот в Арсеньеве история их эксплуатации прекратилась после банкротства муниципального АТП в 2003 году.

На сегодня некоторые из частных АТП, начинавших свою деятельность с арендованных автобусов, представляют собой уже группы компаний:

Группа компаний «Исток-М» (ООО «Исток-М», г. Уссурийск – городские, пригородные и междугородние перевозки; ООО «Исток-М-АвтоТранс», г. Дальнереченск – городские и пригородные перевозки),

Группа компаний «Приморье» (ООО «АТП «Приморье», г. Владивосток – второй назначенный перевозчик на международных маршрутах; ООО «Приморье-Такси», г. Арсеньев – междугородние перевозки, ООО «АТО «Приморье-Арсеньев-3» г. Арсеньев - междугородние перевозки, ООО «Вита-3» г. Арсеньев – городские, пригородные и междугородние перевозки, ООО «Приморье Групп С» - городские и междугородние перевозки),

Группа компаний «Ориент-Авто», г. Находка (ООО «Ориент-Авто-1» - городские и пригородные перевозки, ООО «Ориент-Авто-Люкс», ООО «Находкинский автотранспортный альянс», ООО «Находкинское ПАТП» - междугородние перевозки).

 

В настоящее время, кроме указанных выше дочерних предприятий ОАО «ПриморАвтоТранс» свою деятельность на территории осуществляют:

Владивостокский городской округ

Городские маршруты (http://vlc.ru/transport/list.htm): ВГМК "Экспресс", ОАО "ВПАТП", ОАО "Кабриолет", ООО "Автобизнестур", ООО "ВАК", ООО "Вестма", ООО "ВладАвто", ООО "Восток-Авто", ООО "ДВ-Автобизнес", ООО "ДВ-ТрансСети", ООО "Каслар", ООО "Колесо", ООО "ПримАвто", ООО "ПримАвтоБизнес", ООО "Раннер", ООО "РосТранс", ООО "Этикет-ДВ", ООО АТП "Дальавтотранс", ООО «Каретный двор», ООО «Три S», ООО «Инсайт», ООО «ДальТранс»

Пригородные маршруты: ООО «Междугородние перевозки», ООО «Ространс-Приморье», ООО «ВладивостокАвтоТранс», ООО "Этикет-ДВ", ООО АТП "Дальавтотранс", ООО «Инсайт», ООО «ДальТранс», ООО «Кит»

Междугородние маршруты: ООО «Авто-КАБ», ООО «Междугородние перевозки», ООО «Ространс-Приморье»,

Артемовский городской округ

Городские и пригородные маршруты МУП «Пассажирские перевозки», Артемовский филиал ВГМК "Экспресс", ООО «Магистраль», ООО «Фавор» НП «Инлайн», ИП Со Ген Фа, ИП Шайдуров, ИП Басараб

Междугородние маршруты ИП Чжан Синь

Уссурийский городской округ

 

Городские и пригородные маршруты ООО «Автоуслуги», ООО «Уссурийскпассажиравтотранс», ООО «Исток-М», НП «ТК «Дилижанс», ООО «Уссурийский таксопарк», ООО «Фаэтон»

 

ООО «Фурман» (г. Дальнегорск) – междугородние перевозки,

НП «ТК «Дилижанс», г. Уссурийск – городские и пригородные перевозки,

ООО «Спасская транспортная компания», г. Спасск-Дальний – пригородные перевозки,

ООО «

ИП Степанов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© AlexeyVVO, 2007-2009. Использование материалов и фотографий без разрешения автора запрещено

 

Hosted by uCoz